Vintfeld's web site

Рош ха-Шана

 Сладкого Нового года 5765!

Обычаи Рош ха-Шана

Рош-ха-Шана и Йом Кипур - религиозные события, посвящённые молитве и серьёзным размышлениям. Это - время, когда мы проверяем свои идеалы и вспоминаем сделанное, концентрируем внимание на нашей вере в Б-га и отношениях с другими людьми. Мы ищем воодушевление и уверенность и надеемся выдержать испытания наступающего года. Рош-ха-Шана и Йом Кипур - это вершины 40-дневного периода от первого дня еврейского месяца Элул до Йом Кипура (десятого Тишрея).

Талмуд говорит о четырёх моментах, когда мир предстает перед Небесным судом: в Песах - выносится решение относительно урожая зерновых, в Шавуот - в отношении урожая фруктов, в Суккот - в отношении воды. В Рош-ха-Шана перед судом предстаёт сам человек.

Обычаи Рош ха-Шана

Рош ха-Шана празднуется как двухдневный праздник первого и второго Тишрея, хотя Тора заповедует нам соблюдать его только 1 Тишрея.

     Как известно, в диаспоре все праздники "удваиваются" и празднуются два дня вместо одного, однако Рош ха-Шана празднуется два дня даже в Земле Израиля. Это является для нас памятью о временах существования Храма и Синедриона, когда начало месяца устанавливалось Верховным судом по показаниям свидетелей, видевших серп молодой луны. Перед заходом солнца в 29-ый день Элула считалось неизвестным, увидят ли свидетели серп луны, т. е. будет ли наступающий день 1 Тишрея или 30 Элула, и следует ли начинать праздник. Поэтому постановили, во избежание сомнений и нестрогого отношения к Рош ха-Шана , праздновать этот праздник всегда два дня. Эти два дня называются "Йом ха-арихта" - "один длинный день", чтобы показать, что святость обеих половин этого "длинного дня" не сомнительна, а точно определена. Оба дня запрещена почти всякая работа, кроме приготовления еды. Соблюдение Рош ха-Шана - это реальное действие в области тшувы, в области соблюдения Божественных заповедей, это начало перехода от слов к делу.

      С Рош ха-Шана начинается десятидневный период - "дни трепета" ("йомим ха-нораим"), который завершается Йом Кипуром - днем всепрощения, искупления. В Рош ха-Шана происходит ежегодный Божественный суд над всем миром в целом и над каждым человеком в отдельности. У нас есть десять дней для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться. Лишь после Йом Кипура Божественное решение окончательно утверждается - "скрепляется печатью", и таким образом определяется наша судьба на ближайший год. Мы видим год замкнутым: за весной следует лето, затем осень, зима и опять весна, и опять лето - что же следует считать началом года?

      В этот день перед заходом солнца женщины зажигают свечи, произнося при этом следующие благословения:

      1. Благословен Ты Б-г, Всесильный наш, Король вселенной, Освятивший нас Своими заповедями и Указавший нам зажигать свечи Субботы и дня Воспоминания.

      2. Благословен Ты Б-г, Всесильный наш, Король вселенной, Сохранивший нас в живых, Обеспечивший наше cуществование, и Доведший нас до сего времени.

      Почему еврейский Новый Год празднуется именно первого и второго Тишрея? Открывая Талмуд, мы читаем следующее: "Есть четыре Новых Года: 1 Нисана (весна) - Новый Год для Исхода Израиля из Египта и для всего, что с этим связано: для месяцев года, для праздников и для еврейских царей; 1 Элула (лето) - Новый Год для отделения десятины от скота (т. к. основное время размножения животных приходится на предыдущий месяц, Ав); 1 Тишрея (осень) - Новый Год для счета годов, а также для суда Создателя над всеми людьми и странами; а 15 Швата (зима) - Новый Год для деревьев".

     Мы видим, что на каждый сезон приходится "начало года" в своем особом смысле. В каком же смысле является началом нового года Рош ха-Шана? Почему и как еврейская традиция связывает счет годов с Божественным судом?

Чтобы понять это, уточним, что такое "счет лет". Большинство календарей народов мира этот счет ведут от какого-то исторического события, и начало нового года при этом связывается с празднованием некой даты. В еврейском календаре счет лет ведется от Сотворения мира. Рош ха-Шана считается началом нового витка в мировом круговороте. Рош ха-Шана - праздник Сотворения мира, символ того, что мир не является автономным и вечным конгломератом звезд и планет, не имеющим общего смысла и цели, хаосом, в котором и наша жизнь бесцельна. Мир сотворен Божественной волей и провидением; все в нем имеет смысл и цель, и в том числе - вся наша жизнь в целом и каждое наше действие в отдельности. И мы ответственны перед Б-гом, который дал нам возможность жить и существовать. Поэтому этот день, Рош ха-Шана, праздник Сотворения мира, является также днем Божественного суда, регулирующего глобальную справедливость сотворенного мира.

Рош ха-Шана.  Первый день праздника

 Как известно, в еврейском календаре все дни начинаются не с утра и не с полуночи, а с вечера накануне, с захода солнца, как сказано в Торе о днях Творения: "и был вечер, и было утро, день один" (Бытие 1:5). Соответственно этому, все еврейские праздники начинаются с вечера. В первый вечер Рош ха-Шана после зажигания свечей в синагоге происходит праздничное Богослужение, во время которого читаются также молитвы раскаяния и надежды на счастливый исход суда. Все поздравляют друг друга словами: "Лешана това тикатеву ветихатему" - "на будущий год пусть будет доброе определение о вас записано и скреплено печатью". Дома устраивается праздничный стол, Кидуш - освящение праздника и трапезы, которая начинается не как обычно, хлебом с солью, а хлебом с медом. Сразу же после Кидуша говорят благословение на плоды и едят яблоки, обмакивая их в мед, так же, как хлеб. После того, как съедают яблоко, произносят: "Да будет воля Твоя, Б-г отцов наших, чтобы дать нам хороший и сладкий год".

     Во время праздничной трапезы принято есть такую еду, название которой на иврите или на языке, принятом в данной местности, ассоциируется с удачей и счастьем в приходящем году, например морковку, свеклу, тыкву, финики, а также голову рыбы или барана. Принято не есть орехов, так как их название на иврите связано со словом "грех".

     Вообще, Рош ха-Шана - праздник Божественного Суда - является днем радости, а не скорби, ибо мы всегда надеемся на Божественное милосердие и на счастливый исход. Однако особенно веселиться не следует, и танцевать у синагоги, как, например, в праздник Симхат-Тора, не стоит.

Трубление в шофар

 Рош ха-Шана называется в Торе "днем трубных звуков", а момент трубления в шофар является центральным в службе.

     Согласно заповеди Торы, каждый еврей обязан в Рош ха-Шана услышать звук шофара, причем непосредственно, а не эхо или звук, транслированный с помощью электроники. Это должен быть правильно исполненный и благословленный звук настоящего шофара, сделанного из бараньего рога.

     В шофар трубят в месяц Элул, кроме Субботы, после утренней молитвы, в напоминание о наступающем Рош ха-Шана. В канун Рош ха-Шана не трубят. Прекращение ежеутреннего трубления также является напоминанием о завтрашнем исполнении заповеди Торы. В оба дня Рош ха-Шана трубить в шофар обязательно. Трубят так, чтобы раздавалось до 100 звуков. Причем происходит это к концу утренней службы. Если первый день Рош ха-Шана выпадает на Субботу, то трубят только во второй день; второй день никогда не выпадает на Субботу.

      Заповедь трубить в шофар имеет множество различных аспектов:

     1. День суда соответствует дню творения и воцарения Б-га как Царя завершенной вселенной, и трубление в шофар соответствует нашему признанию Б-га Верховным Царем над сотворенным Им миром, Царем, не только давшим миру "первоначальный толчок", но и продолжающим им править.

      2. Шофар пробуждает человека к раскаянию, к тшуве. Маймонид писал об этом так: "Пробуждаются спящие и взбадриваются дремлющие, чтобы внимательно исследовать дела свои и оценить их, и повернуться к раскаянию, и возвратиться к Создателю, да будет Он благословен; ибо они забыли об истине и в круговороте дел своих заблудились в пустом и тщетном, которое не поможет им и не спасет их. И теперь пусть взглянут они на душу свою и внимательно посмотрят на пути свои и на поступки свои, и пусть оставит каждый из них дорогу злую и намерения недобрые, и пусть повернется к Б-гу и добру" (Маймонид, Законы тшувы, гл. 3).
     Природа шофара такова, что в человеке, слушающем непосредственно голос шофара, углубляется Богобоязненность и стремление к Божественной истине. Шофар не только призывает нас к тшуве, но и дает нам силы для тшувы.

     3. Звуки шофара объединяют всех евреев в единый народ, стоящий перед Б-гом на суде. Он объединяет не только тех людей, которые живы сейчас, но и все прошедшие и будущие поколения. Шофар - бараний рог - напоминание о том баране, которого принес Авраам в жертву вместо сына своего Ицхака, и, как сказано в Мидраше, в меньший из двух рогов этого барана трубили у горы Синай, собирая народ для получения Торы, а в больший будет трубить Машиах, собирая рассеянный Израиль со всех сторон земли. Кроме того, шофар напоминает о разрушении Храма и о многих других событиях еврейской истории.

 

Молитвы о милосердии

 Сборник еврейских праздничных молитв называется махзор - дословно - "круговорот, возвращение". На каждый праздник - свой махзор. Из чего состоят праздничные молитвы? Среди них есть обычные молитвы, которые читаются и в другие дни, например, молитва "Шма, Исраэль" и молитва "Амида", текст которых лишь модифицируется в соответствии с праздником. Но большую часть молитвенника составляют "пиюты" - поэтические произведения, написанные различными еврейскими авторами за последние две тысячи лет. В еврейской культуре никогда не было разделения на "светскую" и "религиозную" культуру: с одной стороны, религия пронизывала все стороны жизни человека вплоть до самых обыденных и бытовых; с другой стороны, вся лучшая еврейская поэзия включалась в махзоры к соответствующим праздникам, тем более, что почти все еврейские поэты прошлых веков были еще и раввинами. В такой день, как Рош ха-Шана, можно не спешить с окончанием Богослужения - ведь никого не торопят будничные дела, и можно уделить время чтению Псалмов и пиютов - еврейских классических стихов; поэтому махзор на Рош ха-Шана необычайно велик. Вот один из стихов утренней службы Рош ха-Шана в поэтическом переводе:

"Дрожь объемлет меня, отверзая уста для излияния речей моих.
Как мне предстать перед Ним, Страшным и Величественным,
Когда я беден заслугами и потому сокрушен сердцем,
И как мне надеяться на себя, когда я лишен всякой мудрости и разума.
Просвети меня, Творец, в вечном учении Твоем
И дай мне мужества и твердости для преодоления робости моей.
Как благовонный фимиам, да будет благословенна молитва моя,
И как мед сотовый, да будут сладостны слова мои,
Искренни и нелицемерны,
Дабы обрести общине Израильской прощение и милость.
Да будут Тебе приятны возгласы мои,
И да внемлешь Ты удрученным детям, которые уподоблены пресмыкающимся.
Как Ты, Милосердный, изначально обещал Моисею в расщелине скалы,
Так же услышь ныне мои мольбы, к которым я приступаю.
Страшась пристального взгляда Твоего, все кипит внутри меня,
Опасаясь суда Твоего, вращается во мне душа моя.
И, страшась возмездия Твоего, сердце мое содрогается,
И глаза мои заливаются потоком слез.
Но я ожидаю милости Твоей
И уповаю, что вспомнишь Ты о заслугах отцов моих
И дашь мне прощение.
О, сердце распаляется, огонь возгорается в мыслях моих,
И вся внутренность во мне волнуется,
Когда приступаю я к молениям моим".

(Перевод взят из Махзора на Рош ха-Шана с русским переводом М. Гольдштейна, Вильна, 1899, стр. 110. )

Ташлих

После утреннего Богослужения в Рош ха-Шана устраивается вторая (после вечерней) праздничная трапеза с кидушем, освящением праздника. Сразу после нее снова собираются в синагоге и читают Минху, дневную молитву, раньше, чем обычно, для того чтобы было время устроить процедуру ташлих (буквально - "выбрасывание"). Для выполнения ташлих идут на берег реки или озера и там читают соответствующие Псалмы и пиюты, смысл которых - "Пусть вода унесет все наши грехи..." После этого встряхивают полы одежды и произносят при этом стих из пророка Михи: "... и Ты бросишь на дно моря все их грехи..." (Миха 7:18).

 

      Обряд ташлих, конечно, сам по себе не очищает человека, но символизирует намерение человека укрепиться на пути тшувы в наступающем году. Если первый день Рош ха-Шана приходится на Субботу, то ташлих переносится на второй день.

Праздничная трапеза

В оба дня Рош ха-Шана, вечером и утром после возвращения из синагоги вся семья собирается за праздничным столом. Во время вечерней трапезы, первой трапезы нового года, принято есть сладкое и не едят горького и соленого. В разных общинах приняты разные обычаи. Отметим лишь некоторые из них - наиболее распространенные во всех общинах еврейского народа.

     Хала с медом. Вместо того, чтобы обмакнуть ломоть халы в соль, как это делают в течение всего года, его обмакивают в мед. Это символизирует наше желание, чтобы наступающий год был приятным и сладким как мед.

     Яблоко с медом. Дольку сладкого яблока макают в мед, произносят благословение "творящий плод дерева" и пробуют ее, а потом говорят: "Да будет угодно тебе, Господь, Б-г наш и Б-г отцов наших, дать нам добрый и сладкий новый год!"

     Финики. Принято есть финики и говорить: "Да будет угодно Тебе-, чтобы перевелись ненавистники и враги наши!"

     Гранат. В Рош ха-Шана принято также есть гранат, который полон зернышек. Предание говорит, что в гранате 613 зернышек - столько, сколько заповедей в Торе. Съев гранат, мы говорим: "Да будет угодно Тебе-, умножить заслуги наши как зернышки граната!"

     Рыбья или баранья голова. Согласно обычаю, едят рыбью или баранью голову и говорят: "Да будет угодно Тебе -, чтобы стали мы головой, а не хвостом!" Кроме того, рыбы - символ плодородия и благословения. Поэтому многие добавляют: "- чтобы стали мы многочисленными как рыбы!"

     В большинстве общин восточных евреев принято есть в Рош ха-Шана несколько видов зелени, названия которых содержат намек на добрые пожелания к новому году. Прежде чем есть тот или иной вид зелени, произносят соответствующее пожелание или просьбу.